Управлять возможно лишь тем, что можно измерить

СТАТЬИ

Обзор российского рынка BI 2012

Рынок BI систем в России сохраняет высокую динамику, как и мировой. Системы BI сегодня становятся все более востребованными в различных секторах бизнеса. По мере увеличения осведомленности компаний о преимуществах систем бизнес-аналитики, о возможностях, которые они предлагают, спрос на BI решения будет стабильно расти в ближайшие годы. В этом уверены аналитики IDC, Gartner, TAdviser и CNews, результаты исследований которых рассмотрены в данной статье.


В 2011 году рынок BI систем России и стран СНГ (включая лицензии и услуги) достиг отметки в 34,5 млрд. рублей. Это на 35% больше показателя предыдущего года (25,5 млрд. рублей).

 

По оценке IDC объем российского рынка BI (лицензии) по итогам 2011 года составил $230 млн., тогда как в 2010 году он равнялся $100 млн. – рост практически в 2,5 раза. Высокие темпы роста рынка были и в 2009, и в 2010 годах – тенденция сохраняется.

 

В среднесрочной перспективе, по прогнозам IDC, рынок систем бизнес-аналитики будет расти на 15-17% в год.

 

Таблица 1 - Рынок BI в России, $ млн., оценка IDC

2010

2011

2012

2013

100

230

264,5

304,2

 

При этом необходимо отметить, что реальный объем российского рынка BI может быть на порядок выше, чем $230 млн. Это связано с тем, что оценка IDC основана на данных по рынку корпоративных комплексных приложений (Enterprise Application Software), отдельного исследования по российскому рынку BI IDC не проводила.

 

Это означает, что в исследование IDC включены приложения, поставляемые в комплексе – системы компаний Oracle и SAP, например. Так называемые best-of-breed решения – самостоятельные специализированные системы, имеющие существенный вес на рынке, - не учитывались. Так же это обусловлено тем, что в базу учета проектов не попадает значительный объем информации о внедрениях, скрытых по коммерческим соображениям. Объем «скрытых» внедрений в портфеле российских вендоров нередко достигает 50 и даже 80%.

 

Основной доход на рынке BI обеспечивают так называемые «тяжелые» системы, которые рассчитаны, как правило, более чем на 100 пользователей. Если же говорить о лидерах по количеству внедрений, то здесь побеждают «легкие», быстро внедряемые решения. Такая тенденция присутствует как на российском, так и на мировом рынке.

 

Исследования и Gartner, и IDC свидетельствуют о том, что все более популярными становятся «демократичные» системы, которые не требуют длительных сроков внедрения, предоставляют максимальную гибкость в работе. Для пользователей все более важной становится возможность быстрого изменения функционала, зачастую собственными силами.

 

Стоит отметить, что крупнейшим мировым вендорам на рынке BI пока не удалось занять лидирующие позиции на российском рынке, который идет по достаточно самобытному пути развития. Это означает, что местные разработчики имеют хорошие шансы сохранять и наращивать свое влияние на внутреннем рынке в будущем.

 

Эта ситуация обусловлена несколькими причинами:

  • зарубежные поставщики представлены на отечественном рынке в основном "тяжелыми" решениями крупных корпораций. Более популярные, гибкие решения исходят от отечественных компаний. Немало интересных систем нишевых игроков мирового рынка пока малодоступны российскому бизнесу.
  • так же одной из причин является так называемый национальный приоритет. Во-первых, системами бизнес-аналитики активно пользуется госсектор. А в госсекторе одним из определяющих факторов выбора той или иной системы является информационная безопасность, т.к. большая часть обрабатываемой информации является конфиденциальной. Естественно, что допуск к такой информации зарубежного вендора практически невозможен. Во-вторых – низкий уровень информатизации отечественного бизнеса. В связи с чем мощности, предлагаемые зарубежными вендорами, редко востребованы.

При этом необходимо отметить, что отечественные вендоры отнюдь не освобождены от проблем.

 

Большое число представителей различных ниш бизнеса не хотят иметь дело с российскими системами бизнес-аналитика из-за недоверия ко всему отечественному и из-за малой осведомленности о возможностях отечественных систем. Это во многом связано с тем, что российский рынок значительно отстает от мирового в своем техническом развитии. Поэтому часто российскими разработчиками создаются продукты с достаточно скудным функционалом и уклоном в какую-либо одну область возможностей BI систем: сильная аналитическая система со слабой визуализацией;  либо мощный инструмент сбора данных и построения отчетов с отсутствием аналитических инструментов и т.п.

 

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня на первый план при выборе BI системы выходит ее гибкость и адаптивность, сочетающиеся с простотой внедрения и использования. С учетом того, что рынок будет показывать непрерывный рост в течение нескольких лет, у российских разработчиков будет появляться все больше возможностей, все больше пространства для укрепления своих позиций. Рост спроса не может не спровоцировать развития существующих и появления новых вендоров, российских в том числе. Как в свое время отмечал Эндрю Гроув: «Все, что может быть сделано в плане технологии, будет сделано». Остается грамотно воспользоваться ситуацией.