Управлять возможно лишь тем, что можно измерить

СТАТЬИ

Расчет точки заказа

Контролировать остатки товара на складе и рассчитывать оптимальный размер заказа необходимо, чтобы решить такие задачи, как:

  • Предотвращение злоупотребления со стороны службы закупок, связанное с необоснованными закупками сырья и материалов.
  • Сокращение недополученной прибыли из-за отсутствия товара на складе.
  • Сокращение накладных расходов на хранение излишков товара.
  • Высвобождение оборотных средств за счет сокращения страхового запаса.

Сами формулы расчета являются довольно громоздкими для описания в статье, однако они компактно реализованы в системе OLAP-Эксперт. Отметим лишь основные шаги расчет

  • Расчет критического минимума и максимума
  • Расчёт истории спроса и количества дней присутствия и отсутствия.
  • Расчет периодов обеспеченного спроса и дефицита по позиции в прошлом
  • Расчет точки запаса

Рассмотрим пример «на пальцах»: поставщик раз в неделю завозит наборы конфет в три небольших розничных магазина: Кировец, Купеческий и Монетный. На предыдущей неделе магазины заказали конфеты в таком объеме, исходя из остатков на складе:

 

Магазин

Заказ, шт.

Продано, шт.

Остаток через неделю, шт.

Следующий заказ, шт.

Кировец

120

90

30

60

Купеческий

100

100

0

100

Монетный

80

80

0

80

 

Из таблицы видно, что Кировец уменьшил сумму заказа, поскольку предыдущий не был до конца распродан. А в остальных заказали партию такого же объема, как и в прошлый раз. Но возникает вопрос: а если наши конфеты закончились не в последний день перед закупом, а были раскуплены уже в середине недели и потом их просто не было на полках? Стоит отметить, что для товароведа не важно наличие конфет именно нашего производителя – на полках есть и другие конфеты.

В базе данных имеется информация о ежедневных продажах, и мы можем получить отчет:

 

Магазин

Заказ

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

Остаток

Средняя норма

Оптимальный заказ

Кировец

120

10

10

10

10

15

20

15

30

13

61

Купеческий

100

10

15

10

15

25

25

0

0

17

119

Монетный

80

15

15

15

15

15

5

0

0

15

105

 

Из него видно, что конфеты в Купеческом и Монетном к воскресенью уже закончились, хотя можно было продать в среднем еще 15-17 коробок. Сравним результаты:

 

Магазин

Объем заказа ДО

Объем заказа ПОСЛЕ

Продано через неделю

Остаток

Допродажи

Кировец

60

61

90

1

0

Купеческий

100

119

110

9

9

Монетный

240

285

300

15

29

 

В итоге нам удалось увеличить объем продаж на 29 единиц. При стоимости коробки в 100 рублей мы получаем увеличение выручки на 2900 руб. в неделю, в месяц это составит 12000 руб. И это только по одной товарной позиции!

 

Можно возразить, что при этом пришлось увеличить объем партии с 240 до 285, что в свою очередь требует дополнительных оборотных средств. К тому же мы имеем остатки на складе. Но они находятся в допустимых пределах, так как не превышают среднедневную норму продаж.