Управлять возможно лишь тем, что можно измерить

Обучение и консалтинг

Использование корпоративных информационных систем в бизнесе уже давно не является чем-то особенным. Несмотря на то, что российские компании отстают в этом вопросе от запада на несколько лет, количество внедрений растет с каждым годом. Все это справедливо и к рынку систем бизнес-аналитики.

При этом нужно отметить, что само по себе внедрение – это непростой процесс, требующий значительных усилий. По данным TAdviser всего 30% проектов по внедрению систем бизнес-аналитики в России можно считать успешными.

Низкий процент обусловлен рядом проблем, которые необходимо прорабатывать на стадии интеграции. Настройка системы под решение ключевых задач компании, интеграция с другими системами, тестирование, низкое качество исходных данных и другие функциональные проблемы – все это сложные, но решаемые на техническом уровне задачи.

Нередко более серьезной становится задача подготовки персонала к использованию системы, как методическая, так и организационная. Менеджеры компании, «принявшие» систему, могут воспринимать ее как самодостаточную панацею от всех проблем фирмы, некоторые сотрудники могут «сопротивляться» внедрению, ссылаясь на то, например, что и без системы все умеют делать, другие могут просто неправильно пользоваться системой, не понимая ее функциональных особенностей или сути моделей и методов, заложенных внутри.

Слишком высокие ожидания или неприятие системы (отсутствие доверия), естественно, делают использование системы бесполезным, а иногда даже вредным для компании.

Вот наиболее частые негативные ситуации, возникающие при внедрении систем бизнес-аналитики:

  • Компания-заказчик приобретает коробочный продукт для самостоятельного внедрения и получает не набор работающих инструментов, а сложный «конструктор», с которым очень непросто разобраться
  • Заказчик не проводит обучения персонала. В итоге функционал системы используется только на 10-15%
  • Неполноценное использование функционала приводит к тому, что система превращается в инструмент по созданию отчетов, основная аналитическая часть просто «пылится» и становится ненужной сотрудникам
  • Из-за этого (см. пункт выше) ценность системы для менеджеров приближается к нулю, система в таком виде для них бесполезна
  • Ключевые показатели, «придуманные» сверху, являются искусственными и недостоверными. Данные для их расчета заполняются ради заполнения. Таким расчетам никто не верит

Для решения этих проблем мы, наряду с разработкой и внедрением систем бизнес-анализа, предлагает комплексные услуги по обучению и консалтингу персонала компании:

  • проводим аудит информационных систем, анализ структуры документов, информационных потоков, разрабатываем рекомендации по усовершенствованию учетной политики
  • разрабатываем KPI с учетом реальных данных, которые есть у заказчика
  • проводим обучение технических специалистов заказчика, после чего они могут дальше сопровождать и развивать систему без нашего участия
  • проводим обучение пользователей на реальных задачах, с учетом потребностей менеджеров разного уровня и аналитиков

В результате менеджеры и другие сотрудники включаются в работу с системой, понимают какие организационные изменения необходимо провести, чтобы сделать бизнес более прозрачным и управляемым.

В компании появляются наиболее подготовленные сотрудники – так называемый центр компетенций. Они развивают систему, консультируют коллег, занимаются распространением аналитического подхода.

В итоге бизнес начинает работать несколько по-новому, система бизнес-аналитики реально интегрируется в компании и используется по назначению в полном объеме. А главное – развивается, растет изнутри, исходя из реальных, актуальных потребностей.